• 1$ = 37.00 ₴
  • 1€ = 39.00 ₴
Мой профиль
Войти/Регистрация

Обратный звонок

logo

Наращивание элеваторных мощностей - существенный шаг к укреплению позиций на внешнем рынке

Наращивание элеваторных мощностей - существенный шаг к укреплению позиций на внешнем рынке

   В последние годы в Украине ведется интенсивное строительство элеваторов. На их возведение затрачивается порядка 15% всех средств, инвестируемых в АПК. Это огромные суммы — примерно 200 миллионов долларов в год. При этом число зернохранилищ в Украине превысило 1200 штук, а их суммарные возможности по хранению зерна подошли к отметке в 50 миллионов тонн. По идее этого должно быть достаточно, но эксперты уверены, что активное строительство зернохранилищ будет продолжаться. И тому есть несколько объяснений.
   Одна из главных причин, толкающих предпринимателей к строительству новых элеваторов, заключается в продолжающемся  увеличении производства зерновых и технических культур. «В ближайшие 15 лет объем производства зерна в Украине должен увеличиться до 100 млн. тонн в год», — считает аналитик аграрного сектора Ярослав Балаба.
   И если учитывать эти прогнозы, то, уже в скором будущем, Украине нужно будет построить элеваторные мощности по хранению порядка 10 млн. тонн зерна. По мнению ряда экспертов, для этого понадобятся финансовые ресурсы примерно 10 - 12 миллиардов долларов.
   Вместе с тем, есть еще одна проблема. Дело в том, что значительная часть имеемых зернохранилищ уже устарела. «Современными в Украине является всего лишь четвертая часть элеваторов. Только они обладают полным технологическим циклом и возможностью отгрузки порядка 5 тысяч тонн в день», - говорит Ярослав Балаба.
   Необходимо отметить, что в старых зернохранилищах нормально хранить зерно нельзя. Так, по информации, озвученной Всемирным банком, в Украине при хранении зерна на старых элеваторах напольного типа потери доходят до 15% в месяц. В новых же хранилищах эта цифра составляет менее 1%. Кроме того, старые для просушки зерна потребляют в разы больше газа и электроэнергии. И это резко удорожает стоимость хранения.
   Также у старых хранилищ есть серьезные проблемы с погрузкой-выгрузкой продукции. Во-первых, часть из них попросту не может работать с современными тяжелыми автомобилями-зерновозами. Другая проблема в том, что эти элеваторы оснащены устаревшим, еще советским оборудованием для погрузки-выгрузки железнодорожных вагонов. Например, современное зернохранилище позволяет за один день загрузить более 50 ж/д вагонов, а на старом для этого необходимо целых десять дней. Отсюда и экономические потери, обусловленные простоями, как вагонов, так и судов в портах. А время, как известно, деньги.  
   Нехватка современных мощностей по хранению зерна зачастую приводит к спекулятивным проявлениям. Так, в период сбора урожая цены на хранение зерна достигают своего максимума. Вообще же владельцы элеваторов используют каждую непредвиденную ситуацию, для поднятия стоимости своих услуг. Так, в прошлом году, когда отмечались срывы в работе зерновозов, многие элеваторы резко - вдвое - увеличили цены. По данным Всемирного банка, украинские сельхозтоваропроизводители только в сегменте перевозки и хранения зерна ежегодно теряют от $600 млн до $1,5 млрд.
   Все это и обуславливает увеличение и модернизацию элеваторных мощностей. Причем, частные компании стремятся строить новые зернохранилища, в то время, как госпредприятия пытаются идти по пути модернизации существующих элеваторов. Еще один существенный момент заключается в том, что построить новый современный комплекс по хранению зерна под силу только крупной фирме, мелкие предприятия практически не имеют такой возможности. Единственное исключение, если фермеры объединяются в кооператив. Так, например, поступили в Днепропетровской области. Здесь кооператив, в который вошло 70 фермеров, построил свой новый элеватор мощностью более 50 тысяч тонн.
   Следует отметить, что значительная часть новых зернохранилищ расположена возле крупных судоходных рек - Днепра и Южного Буга. С одной стороны, это объясняется тем, что транспортировка грузов водным путем экономически самая выгодная. А с другой - нашими отечественными реалиями. Ведь автозерновозов не хватает, а тарифы на железнодорожные грузоперевозки постоянно растут.
   По мнению заместителя министра инфраструктуры Евгения Кравцова, в первую очередь, сельхозпредприятия проявляют интерес к причальным сооружениям, которые остались с советских времен. Ведь там предусматривались подъездные железнодорожные и автомобильные пути. И даже если они разрушены, то их относительно легко восстановить. Вместе с тем, зерновые компании, например, такие как «НИБУЛОН», часто строят новую причальную инфраструктуру.
   В заключение необходимо отметить, что дальнейшее увеличение количества современных элеваторов окажет позитивное влияние на принятие бизнес-решений. У сельхозтоваропроизводителей появится больше возможностей дожидаться пика цен на зерно, а не продавать его в спешке из-за трудностей хранения. И, как результат, этот аспект совместно с другими шагами по развитию зернового сектора АПК, позволит украинским аграриям существенно укрепить свои позиции на внешних рынках. А при удачном стечении обстоятельств и расширить там свое присутствие.